О фильме " Дорога перемен"
Режиссер "Красоты по-американски" Сэм Мендес снял самый жестокий фильм 2008 года: вооружившись романом "Дорога перемен" американского классика Роберта Йейтса, он вырвал, точно сорняк, идею любви из благодатной почвы человеческих иллюзий руками главной романтической пары конца двадцатого века - Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет.
Слегка изменив последовательсность повествования, Мендес перекинул мостик на "Титаник": герои точно сошли с корабля на бал, получив для своих отношений второй шанс. Для зрителей, настроившихся на романтическую волну, ровно через минуту наступает шок: влюбленные, перенесенные на несколько лет вперед, срываются друг на друга с перекошенными злобой лицами.
Под хихиканье половины зала, пришедшей посмотреть красивую love story, у другой части зрителей мгновенно начинают потеть ладони: это кино неловко наблюдать каждому, пережившему хотя бы однажды опыт совместной жизни. Как Йейтс, так и Мендес, буквально следующий его слову, орудуют в божьем отделе высших чувств, как будто мясники в лавке: кромсают яблоко любви до уродливого огрызка. Любовь, подобно паразиту, проникающему в человеческие организмы, питается иллюзиями воображения. Время - ее главный противник - вершит свой безжалостный суд: под любимым лицом проступают лики раздражения, злобы, неприятия. Проходят годы, и гримасы, открывшиеся в бесчисленных ссорах, бросают роковую тень на первое впечатление, гася искру чувства. Двое, оказавшиеся волей своего сиюминутного желания в одной лодке, под грузом взаимной досады начинают грести в разные стороны.
Мендес, вторя Йейтсу, выпускает призраков одного за другим: и вот уже Фрэнку измена дается точно семечки, в то время как Эйприл только что придумала последний плот, на котором их любовь отправится в спасительное плавание за счастливым финалом; ребенок, однажды нарушивший стройный план их совместной жизни, подкрепляется вторым, чтобы не пребывать в заблуждении о том, что первый был ошибкой, но третий, кажется, и вовсе выходит смертным приговором.
Сцены узнавания в "Дороге перемен" сменяют друг друга, подводя зрителя к испытанию, зная о котором тот бы с радостью обошел фильм стороной. Кто из нас не убийца, подсказывает режиссер: тот ли, кто не смог спасти свою любовь, или тот, кто скрывает ее безвременную кончину, предпочитая глушить кудахтанье второй половины снижением звука в слуховом аппарате?